
Малая приватизация и человеческий фактор
Любовь БАХУРЕВИЧ
Правительство готово к малой приватизации, но сейчас она тормозится на уровне менеджмента, заявил «БР» председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин.
Вопрос создания экономической базы негосударственного сектора продекларирован еще в директиве от 31 декабря 2010 года № 4. Применительно к малой приватизации речь в документе идет о выкупе по рыночной стоимости с рассрочкой на пять лет производственных помещений, арендуемых свыше трех лет. Однако после принятия директивы мало что изменилось, и проблема неэффективного использования производственных помещений до сих пор остается нерешенной.
Потеснить госсектор. «Президент поставил амбициозную и совершенно конкретную задачу по наращиванию ВВП до 100 млрд долларов. Если мы повысим производительность труда одного рабочего до среднеевропейского уровня, тогда это вполне достижимая цель. Однако мы имеем подавляющее средоточие экономического потенциала в руках государства, которым управляет наемный менеджер. И здесь возникают вопросы эффективности. Общественные организации предпринимателей полагают, что для устойчивого роста экономики Беларуси доля государственного сектора не должна превышать 50 %. Еще 50 % должно приходиться на долю малых и средних частных компаний. Без этого мы будем идти к поставленным целям очень медленно», — считает Александр Калинин.
Кроме того, необходимость арендовать производственные помещения плохо сказывается на конкурентоспособности белорусских товаров за рубежом, так как на отдельных предприятиях доля аренды превышает 20 % в себестоимости продукции. В данной ситуации необходимо проводить малую приватизацию и на льготных условиях передавать часть производственного потенциала в руки эффективного собственника, отметил эксперт. Речь идет о выкупе не самих предприятий, а неэффективно используемых производственных помещений.
«В результате нашей работы с Госкомимуществом появилось письмо от 3 декабря 2018 года о выкупе арендуемого имущества, в котором Госкомимущество в рамках управленческого надзора рекомендует ведомствам и представителям государства в акционерных компаниях рассматривать вопросы о выкупе, в том числе о предоставлении рассрочки на пять лет. Кроме того, на заседании общественно-консультативного совета при Госкомимуществе был решен вопрос о том, что арендатор, имевший задолженность по аренде и пеню по арендным платежам, но погасивший их до подачи заявления на выкуп, должен считаться добросовестно исполняющим договор аренды», — рассказал глава БСП.
Директора против. Развитие малой приватизации упирается прежде всего в нежелание менеджмента, точнее директорского корпуса, расставаться с источником доходов, считает эксперт. Некоторым предприятиям проще сдавать свое имущество в аренду другим, чем выпускать продукцию.
«Вторая проблема — боязнь принять решение: а что мне будет, если я что-то продам? Директора, может, и готовы продавать, но по завышенной цене и со стопроцентной оплатой сразу. Поэтому все-таки необходима политическая воля руководства Совмина. Продавать или не продавать и, если продавать, то как? Это должно быть не мнение менеджмента, а государственная политика, ориентированная на перспективу», — убежден Александр Калинин.
Как отметил спикер, подвижки в области малой приватизации есть, однако ждать ее бурного всплеска пока не приходится. Кроме выкупа производственных помещений, можно рассматривать вариант уменьшения арендной платы посредством отмены повышающего коэффициента, что сегодня не предусмотрено нормативными документами. «Сейчас по инициативе общественных организаций, которая поддержана правительством, создана новая нормативная база, позволяющая активизировать процесс выкупа арендуемых помещений», — рассказал глава БСП.
По его словам, предприятия уже проявили активность. «Сегодня мы курируем три пилотных проекта. По ним получено согласие на продажу, хотя приемлемые условия выдвигаются не всегда. Например, продавцом выставляется цена квадратного метра производственного здания 50-х годов постройки — 1000 долларов. Зато теперь, когда создана рабочая группа во главе с вице-премьером, по крайней мере отговорки о том, что когда-то здесь будет что-то построено, не работают», — отметил собеседник «БР».
Эксперт напомнил о том, что уже не первый год ведутся разговоры о реорганизации Минпрома в Министерство промышленной политики. По мнению Александра Калинина, это было бы правильным решением. Оно позволит освободить министерство от непосредственного управления предприятиями, в частности холдингами. При этом входящие в холдинги ОАО, имеющие одного учредителя, позиционируют себя как организации без государственной доли собственности, хотя учредителем является головная компания с 99-процентной долей государства.
«На самом деле мы имеем огромный потенциал, который даст большую отдачу при передаче эффективному собственнику. Например, компания «Адани», которой дали землю и возможность развиваться, — крупнейший поставщик собственных разработок рентгеновского оборудования более чем в 50 стран мира. «Санта Бремор» тоже частная компания, которая превращается в международную корпорацию. Эти и другие примеры показывают, что частные компании могут эффективнее использовать экономический потенциал в виде производственных помещений», — резюмировал Александр Калинин.